Региональная политика и развитие местных сообществ

При планировании и осуществлении деятельности «Газпром нефть» стремится содействовать увеличению конкурентоспособности регионов и повышению качества жизни местных сообществ.

Для решения этих задач «Газпром нефть» реализует программу социальных инвестиций и развивает сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Компания вносит свой вклад в региональное развитие как работодатель, налогоплательщик, участник экономической и законотворческой деятельности, социальный инвестор, партнер государства и общества в решении региональных задач.

Основополагающим документом, определяющим цели, задачи и порядок взаимодействия с регионами, является Концепция региональной политики «Газпром нефти» . Ее основными приоритетами являются:

  • обеспечение экологической безопасности и минимизация воздействия на окружающую среду;
  • сотрудничество с правительствами субъектов Российской Федерации и администрациями муниципальных образований для содействия устойчивому развитию территорий и повышению качества жизни населения;
  • создание конкурентоспособной среды на региональных рынках труда;
  • создание благоприятных финансовых, экономических и правовых условий деятельности «Газпром нефти»;
  • развитие сотрудничества с заинтересованными сторонами;
  • обеспечение информационной открытости для всех заинтересованных сторон.
Программа импортозамещения

Одним из приоритетных направлений реализации региональной политики «Газпром нефти» является развитие импортозамещения. С 2014 г. Компания реализует программу импортозамещения смазочных материалов и технических жидкостей для различных отраслей промышленности и системы жилищно-коммунального хозяйства. Программа позволяет обеспечить региональные экономики отечественной продукцией, имеющей высокие потребительские характеристики.

Деятельность «Газпром нефти» в регионах присутствия ориентирована на создание благоприятных социально-экономических условий, повышение экологической безопасности, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, формирование комфортной социальной среды для жителей территорий, включая работников Компании и членов их семей, развитие сотрудничества с заинтересованными сторонами, информационную открытость и прозрачность.

Основные инструменты реализации социальных инвестиций «Газпром нефти»:

  • соглашения о сотрудничестве с органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • собственные социальные проекты;
  • адресная корпоративная благотворительность;
  • корпоративное волонтерство;
  • грантовые конкурсы социальных инициатив среди местных сообществ и корпоративных волонтеров;
  • обсуждение актуальных вопросов взаимодействия Компании и регионов на международных и российских площадках.

В отчетном году количество действующих соглашений о социально-экономическом сотрудничестве «Газпром нефти» с региональными властями и местными администрациями составило 34. В число проектов, реализуемых в рамках соглашений, вошли инициативы по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, поддержке общественных объединений, спортивных клубов и т. д.

Вся социальная деятельность «Газпром нефти» реализуется в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». При перенесении межрегиональных проектов на территорию присутствия их содержание адаптируется к запросам местных целевых аудиторий и актуальным задачам социально-экономического развития региона.

В 2016 г. программа «Родные города» охватила 35 регионов присутствия, в ее рамках реализовано 165 проектов, 287 благотворительных и волонтерских акций, проведено 7 грантовых конкурсов. Социальные инвестиции Компании составили 4,1 млрд руб.

Заинтересованные стороны – местные сообщества, сотрудники, некоммерческие организации, органы власти – являются активными партнерами Компании при формировании портфеля проектов и программ их реализации. Такой подход способствует росту социальной активности и компетентности местных сообществ в решении задач регионального развития. Ключевыми инструментами реализации данного подхода являются грантовые конкурсы социальных инициатив, конкурсы волонтерских проектов, запуски площадок для создания социокультурных проектов местными сообществами.

В 2016 г. грантовые конкурсы социальных проектов прошли в шести регионах присутствия Компании. На конкурсы было подано 460 заявок. Грантовый фонд составил 24,15 млн руб., в результате реализовано 84 проекта.

Ключевые проекты программы «Родные города» 2016 г.

  • Организация школьного турнира по нефтегазовой тематике «Умножая таланты», направленного на популяризацию инженерно-технических специальностей среди школьников и формирование у них исследовательских компетенций. В 2016 г. турнир привлек более 1,8 тыс. участников (в 1,5 раза больше, чем в 2015 г.) и получил широкое освещение в  СМИ и высокую оценку заинтересованных сторон в регионах.
  • Проведение фестиваля уличного искусства «Стенограффия», предполагающего использование стрит-арта для художественного оформления монохромной городской среды. В рамках фестиваля созданы 65 арт-объектов в девяти городах и поселках, проведены открытые мастер-классы.
  • Масштабирование проектной лаборатории «Город своими руками». Проект предполагает создание площадки, на базе которой местные жители вместе с экспертами, представителями власти и бизнеса разрабатывают и запускают собственные социальные проекты по развитию городской среды. Проект, запущенный в 2015 г. в Омске, был в 2016 г. инициирован в Ханты-Мансийске. В соответствии с целями проекта, адаптированными под актуальные социокультурные задачи региона, в ХМАО-Югре в рамках лаборатории начался запуск творческих площадок для самореализации молодежи.
  • Развитие проекта «Математическая прогрессия», реализуемого совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. Проект направлен на поддержку фундаментальной науки, стимулирование интереса к ней и привлечение в данную сферу талантливых школьников и студентов. «Математическая прогрессия» предполагает четыре ступени реализации: от предоставления возможности школьникам из 23 регионов России прослушать лекции известных ученых до выплат именных премий молодым ученым и поддержки фундаментальных исследований лаборатории им. П. Л. Чебышёва СПбГУ. В 2016 г. в рамках проекта начала работу система тревел-грантов для одаренной молодежи, позволяющая им посещать занятия в ведущих математических школах.
  • Развитие программы «Креативные практики» совместно с факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. В соответствии с передовыми международными методами территориального развития программа направлена на решение социально-экономических задач регионов с помощью креативных индустрий. В рамках «Креативных практик» в 2016 г. проведены исследования основных проблем и перспективных направлений развития креативной среды в ряде регионов присутствия Компании, а также организованы образовательные интенсивы для местных специалистов. Спикерами программы выступили российские и международные эксперты в области экономики, урбанистики, медиа и культуры.
  • Проведение международного турнира детских хоккейных команд «Кубок Газпром нефти». Кубок является одним из крупнейших детских хоккейных соревнований в Европе. В 2016 г. участниками стали 26 команд из пяти стран, соревнования посетили 32 тыс. зрителей.

Также в 2016 г. «Газпром нефть» продолжила инвестировать в развитие и строительство объектов социальной, спортивной и образовательной инфраструктуры, поддерживать развитие профессионального и массового спорта, организовывать праздничные массовые мероприятия в регионах присутствия, поддерживать учреждения культуры и значимые культурные мероприятия федерального и локального уровней, оказывать помощь семьям коренных малочисленных народов Севера.

Второй межрегиональный турнир «Газпром нефти» «Умножая таланты»
«Проигравших нет!» сюжет «Матч ТВ» о суперфинале «Кубка Газпром нефти»
«Все или ничего!» Лучшие кадры главного детского хоккейного турнира
Фестиваль «Стенограффия» в Омске
Открытие XI детского хоккейного турнира «Кубок Газпром нефти»
Официальный видеоролик XI «Кубка Газпром нефти»
«Другая жизнь» — документальный фильм о 10-м «Кубке Газпром нефти»
В Сочи открылся ежегодный турнир по хоккею кубок Газпром нефти
Завершился главный детский хоккейный турнир Европы!

Корпоративное волонтерство

Одним из ключевых принципов программы социальных инвестиций «Родные города» является активное вовлечение сотрудников в реализацию программы. Данный принцип реализуется через развитие программы корпоративного волонтерства «Личный вклад». Движение волонтеров «Газпром нефти» развивается в 38 городах России и насчитывает 2 856 человек. В 2016 г. добровольцы Компании приняли участие в 287 мероприятиях, среди них – донорские акции, помощь в социализации воспитанникам и выпускникам детских домов и школ-интернатов, озеленение и благоустройство территорий, организация спортивных, обучающих и развлекательных мероприятий для воспитанников детских учреждений, помощь детям-инвалидам и людям с особенностями развития и др.

Для стимулирования волонтерства и развития компетенций сотрудников в области социальной и благотворительной деятельности «Газпром нефть» организует конкурс волонтерских проектов. Он объединяет добровольческие инициативы всех ДО Компании на одной площадке и способствует самостоятельному выбору идей и направлений волонтерских мероприятий. В 2016 г. конкурс прошел во второй раз, по его результатам было реализовано 30 проектов.