Продажа нефтепродуктов

В 2016 г. Компанией было реализовано 43,6 млн т нефтепродуктов, что на 2,8 % меньше, чем в 2015 г. На внутреннем рынке сбытовыми подразделениями Компании было реализовано 27,11 млн т нефтепродуктов (–1,4 % к 2015 г.). При этом объем поставок моторных топлив на внутренний рынок увеличился на 2,7 % – до 16,82 млн т. Сокращение поставок нефтепродуктов на внутренний рынок вызвано, главным образом, снижением реализации судового топлива вследствие падения спроса. Несмотря на снижение в 2016 г. потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке, «Газпром нефть» нарастила объемы продаж битумной продукции и  смазочных материалов, увеличила объемы реализации моторных топлив через мелкооптовые и розничные каналы сбыта.

Объем экспорта нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья снизился на 1 млн т – до 10,8 млн т. Основными причинами падения объемов экспорта являются:

  • снижение объема реализации мазута вследствие сокращения производства темных нефтепродуктов;
  • снижение объема реализации авиационного топлива, что было связано с сокращением спроса на международные перевозки (снижение туристического потока).
Продажа нефтепродуктов по регионам (млн т) Источник: данные Компании
1 Международные продажи – это продажи зарубежными дочерними обществами «Газпром нефти».

Структура продаж по каналам

Объем премиальной реализации в отчетном периоде сократился на 2,1 % и составил 25,16 млн т. Сокращение объема премиальных продаж является следствием продолжающихся негативных тенденций на рынках авиатопливообеспечения и бункеровки в России. Емкость розничных рынков авиационного топлива и бункеровки сократилась на 7,7 и 25,3 % соответственно.

Структура продаж по каналам (млн т) Источник: данные Компании

При этом успехи Компании по развитию каналов премиальных продаж, расширению географии поставок и номенклатуры выпускаемой премиальной продукции позволили по итогам года нарастить долю на розничных рынках большинства нефтепродуктов, включая рынки авиационного керосина, смазочных материалов и премиальных битумных материалов.

Премиальные продажи:

  • продажи нефтепродуктов через премиальные каналы сбыта – в розницу и мелким оптом. К данной группе относятся все продажи нефтепродуктов через АЗС и нефтебазы, а также в крыло летательных аппаратов, борт судна, мелкооптовые продажи с ТЗК в аэропортах и терминалов в портах;
  • продажи фасованных нефтепродуктов. К данной группе относятся все продажи масел в бочках и канистрах, продажи битумов в кловертейнерах и т. п.;
  • продажи премиальных нефтепродуктов, то есть нефтепродуктов, приносящих дополнительную стоимость за счет наличия определенных качественных преимуществ перед остальными продуктами своего вида. К данной группе относятся продажи наливных смазочных материалов премиальных марок (Gazpromneft, G-Family, Texaco), битумных материалов премиальных марок (ПБВ, ПМБ, битумных эмульсий и т. п.), а также возможные оптовые продажи премиальных марок моторных топлив – G-Drive и т. п.
Структура продаж по продуктам (млн т) Источник: данные Компании