Моторное топливо и АЗС

Продажа моторного топлива

Развитие сегмента мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов является одним из ключевых направлений деятельности Компании. Наличие собственного национального бренда с высокой узнаваемостью и степенью доверия к качеству продукции способствует достижению одной из стратегических целей Компании – вхождению в число лидеров в России и СНГ по объему розничных продаж и эффективности сети АЗС к 2025 г.

Общий объем мелкооптовой и розничной реализации в 2016 г. увеличился на 4,8 % по отношению к прошлому году и составил 19,76 млн т. Премиальные продажи удалось нарастить как на внутреннем, так и на зарубежных рынках присутствия сбытовой сети Компании.

Премиальные продажи моторных топлив по регионам (млн т) Источник: данные Компании

Сеть АЗС

В Российской Федерации Компания располагает одной из наиболее крупных и географически диверсифицированных сбытовых сетей на розничном рынке автомобильного топлива. На конец года сеть АЗС  «Газпромнефть» насчитывала 1 244 АЗС, из них – 1 197 собственных и 47 – управляемых партнерами-франчайзи. За 2016 г. сеть АЗС увеличилась на 55 объектов и нарастила присутствие до 37 регионов Российской Федерации.

Сеть АЗС Данные приведены только по действующим АЗС. (шт.) Источник: данные Компании
* Данные на конец года.

Развитие сети, сохранение контроля над партнерскими АЗС и постоянная работа над повышением эффективности бизнес-процессов позволяют Компании наращивать долю рынка в регионах присутствия. По итогам года доля Компании на розничном рынке моторных топлив без учета франчайзинга увеличилась на 1,4 п. п. и составила 26,1 %.

На зарубежных рынках сеть АЗС Компании представляют 624 объекта, в том числе 200 АЗС в странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия) и 424 АЗС в Юго-Восточной Европе (Сербия, Босния и Герцеговина, Болгария и Румыния) под брендами NIS Petrol и GAZPROM.

Реализация через АЗС (млн т) Источник: данные Компании

В условиях общего снижения объема рынка моторных топлив в Российской Федерации высокоэффективная сеть АЗС Компании показывает стабильный прирост объемов розничных продаж бензина и дизельного топлива. По итогам года общий объем реализации вырос на 2 % и составил 10,4 млн т, из них 8,2 млн т – в России.

Среднесуточная реализация через АЗС (т/сут) Источник: данные Компании

Несмотря на отрицательную динамику на розничном топливном рынке России, на сети АЗС  «Газпромнефть» показатель среднесуточной реализации через одну станцию вырос на 0,6 %.

Стабильный рост продаж обеспечили маркетинговые акции и мероприятия в рамках стратегии «И лучше. И выгоднее».

Сопутствующие продажи

Сопутствующие продажи – одно из самых перспективных и динамично развивающихся направлений розничного бизнеса. Общая выручка по каналу «Сопутствующий бизнес» стабильно показывает значительный рост по России и СНГ. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 15 % и составил более 18 млрд  руб.

Целевой показатель эффективности направления «Покрытие ФОТ валовым доходом от сопутствующих товаров на АЗС с магазинами» также вырос на 6 п. п. и составил в среднем 70 %, при этом по России достиг 72 %, по СНГ – 52 %.

Самая существенная динамика произошла в развитии бренда нетопливных товаров на АЗС Drive Cafe. В 2016 г. на станциях сети в России был продан 21 млн чашек кофе, прирост составил 18 % к прошлому году, общая выручка по горячим напиткам кафе составила 2 млрд руб. Большое количество товарных позиций собственных торговых марок Drive Cafe и  «Сеть АЗС «Газпромнефть» (281 позиция) обеспечило заметную общую долю в годовой выручке в 28 %.

Основные показатели эффективности сопутствующих продаж сети АЗС в России и СНГ

Выручка (млн руб. с НДС) Источник: данные Компании
Количество АЗС с магазином на конец года (шт.) Источник: данные Компании
Выручка на 1 м2 торговой площади
(тыс. руб. с НДС)
Источник: данные Компании
Выручка на 1 т нефтепродуктов физическим лицам (тыс. руб. с НДС) Источник: данные Компании

Программа лояльности

Программа лояльности «Нам По Пути» для клиентов сети АЗС «Газпромнефть»  – неизменный лидер среди вертикально интегрированных нефтяных компаний по количеству участников. За прошедший период благодаря маркетинговым и ИТ-мероприятиям позиции программы были значительно укреплены: на конец 2016 г. держателями карт стали 7,7 млн автолюбителей России, что на 13 % больше, чем в 2015 г.

На участников программы лояльности приходится 83 % от общего объема реализации сети АЗС в Российской Федерации физическим лицам, по этому показателю прирост составил 14 п. п.

Все участники программы лояльности получают возможность выгодно приобретать топливо и сопутствующие товары на АЗС «Газпромнефть» со скидкой от 3 до 5 %, накапливая бонусы и рассчитываясь ими за покупки на АЗС. Кроме того, для владельцев карт «Нам По Пути» регулярно проводятся федеральные акции, которые позволяют получать не только дополнительную выгоду в виде бонусов, но и уникальные призы и привилегии. Также участникам программы лояльности «Нам По Пути» доступно накопление бонусов вне АЗС с помощью кобрендинговой банковской карты «Газпромбанк-Газпромнефть».

В начале 2016 г. технологическая платформа программы лояльности была обновлена. Благодаря внедрению бесконтактной технологии Pure удалось в восемь раз сократить время обслуживания клиентов на кассе. Теперь время начисления бонусов не превышает 5 секунд, а накопления онлайн отображаются в личном кабинете пользователя.

В течение года продолжалась работа по расширению географии действия программы лояльности. За этот период она стала доступна автолюбителям Сербии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

Брендированное топливо

Брендированное топливо G-Drive было выведено на рынок Российской Федерации в 2010 г. и с самого начала продаж активно набирало популярность при поддержке на мировой автоспортивной платформе. Важной особенностью формулы G-Drive стало присутствие в бензине целостного технологического комплекса, благодаря которому энергия, вырабатываемая двигателем, не тратится на трение, а практически в полном объеме переходит в механическую. В результате рост мощности при использовании G-Drive может достигать 12 %, улучшается разгонная динамика. Кроме того, в формулу премиального топлива включены моющие компоненты, которые позволяют снизить количество отложений на внутренних элементах двигателей более чем в 10 раз и замедляют образование новых. Экологические характеристики топлива также улучшаются: на 32 % снижается содержание окиси углерода в выхлопах, углеводородов – на 8 %, оксидов азота – на 16 % по сравнению со стандартным топливом 5-го экологического класса. И еще один эффект от применения G-Drive, уже с точки зрения экономической выгоды, – снижение расхода топлива.

В 2016 г. Компания увеличила продажу премиального брендированного топлива на собственных АЗС на 5 %.

По сравнению с прошлым годом количество АЗС, предлагающих G-Drive 95, увеличилось на 84 станции и достигло 1 149 АЗС. По итогам года около 30 % потребителей высокооктанового бензина приобрели G-Drive.

Продажи премиального топлива (млн т) Источник: данные Компании
2012 2013 2014 2015 2016
G-Drive 95 0,21 0,38 0,51 0,57 0,59
число АЗС, реализующих топливо 600 789 998 1 065 1 149
G-Drive 98 0,01 0,06 0,06 0,06
число АЗС, реализующих топливо 322 416 464 494
G-Drive 92 0,02 0,03
число АЗС, реализующих топливо 46 56

Газомоторные виды топлива

Экологичность и экономичность играют ключевую роль для муниципального и коммерческого транспорта в крупных городах, что делает эти сегменты крупными потребителями газомоторного топлива. «Газпром нефть» уделяет пристальное внимание развитию продаж газомоторных видов топлива, в частности СУГ и компримированного природного газа (КПГ).

В 2016 г. Компания увеличила объем реализации СУГ на 9,5 % – до 115 тыс. т, а реализация КПГ возросла на 2,5 % – до 17,5 млн м3.

В 2016 г. количество автомобильных газозаправочных станций в составе многотопливных заправочных комплексов под брендом «Газпромнефть» составило 163.

Реализация газомоторного топлива и количество автомобильных станций Источник: данные Компании
2012 2013 2014 2015 2016
СУГ, тыс. т 92 93 97 105 115
КПГ, тыс. м3 11 611 12 749 15 106 17 080 17 500
Число АГЗС Количество автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) в составе многотопливных заправочных комплексов под брендом «Газпромнефть». 125 123 136 153 156
Число АГНКС Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). 4 4 7 7 7