Риски, связанные с государственным регулированием и политикой

«Газпром нефть» строит свою деятельность на четком соответствии нормам российского законодательства, а также законодательства юрисдикций, в которых Компания ведет свою деятельность.

«Газпром нефть» не может гарантировать отсутствие негативных изменений в российском законодательстве в долгосрочной перспективе, поскольку большинство рискообразующих факторов находятся вне ее контроля. Снижение негативного воздействия данной категории рисков достигается за счет отслеживания и своевременного реагирования на изменения, вносимые в акты различных отраслей законодательства, а также путем активного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и общественными организациями по вопросам интерпретации, правильного применения и совершенствования норм законодательства.

Риски, связанные с усилением санкций со стороны Евросоюза и США

В 2014 г. США, страны Евросоюза и некоторые другие ввели санкции в отношении российского энергетического сектора и ряда отечественных компаний из других отраслей. Усиление режима санкций может отрицательно сказаться на общей ситуации в отрасли, а также оказать точечное влияние на перспективные проекты Компании и возможность выполнения ее контрагентами своих обязательств.

Меры по управлению рисками

Санкции оказали несущественное воздействие на бизнес и финансовое состояние «Газпром нефти». В качестве мер по реагированию Компания ведет целенаправленную программу импортозамещения услуг и оборудования. Компания не имеет оснований полагать, что новые санкции будут направлены конкретно против нее, но они могут оказать точечное влияние на перспективные проекты. В настоящее время «Газпром нефть» продолжает оценку влияния санкций, но не считает, что они окажут существенное влияние на консолидированную финансовую отчетность.

Политические риски

В настоящее время политическая ситуация в России является стабильной, что характеризуется устойчивостью федеральной и региональной ветвей власти. ПАО «Газпром нефть» зарегистрировано в качестве налогоплательщика в г. Санкт-Петербурге, который является вторым по величине городом Российской Федерации и административным центром Северо-Западного федерального округа, обладающим значительным природно-ресурсным потенциалом, высокоразвитой промышленностью, разветвленной транспортной сетью. Дочерние компании ПАО «Газпром нефть» представлены в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Меры по управлению рисками

В целом Компания оценивает политическую ситуацию внутри страны как стабильную и полагает, что в настоящий момент риски негативных изменений не предвидятся.

Риски, связанные с зарубежными активами

«Газпром нефть» реализует ряд зарубежных проектов, нацеленных на расширение географии производственной деятельности. Выход в новые регионы связан как с возможностью получения дополнительных конкурентных преимуществ, так и с рисками недооценки экономической и политической ситуации в государствах, в которых находятся активы Компании, что впоследствии может привести к недостижению плановых показателей эффективности.

Меры по управлению рисками

В настоящий момент «Газпром нефть» оценивает уровень рисков, связанных с зарубежными активами, как приемлемый, однако не может гарантировать отсутствие негативных изменений, поскольку описанные риски находятся вне контроля Компании.

Коррупционные риски

В рамках активного выхода Компании на новые международные рынки возрастают риски распространения на нее антикоррупционных законов США и Великобритании.

Меры по управлению рисками

В  «Газпром нефти» на постоянной основе реализуется Стратегия управления коррупционными рисками. В Компании утверждена Политика в области противодействия мошенничеству и коррупции. Кроме того, всем ДО Группы «Газпром нефть» даны рекомендации по утверждению аналогичных документов. Ознакомление и выполнение требований данной политики являются обязательными для всех работников «Газпром нефти». Для контроля коррупционных рисков при работе с внешними контрагентами разработаны и утверждены приказом Генерального директора «Газпром нефти» типовые формы антикоррупционных оговорок, подлежащих включению в договоры с третьими лицами (как российскими, так и иностранными). В Компании также постоянно действует горячая линия по борьбе с мошенничеством и коррупцией. По факту поступления на горячую линию сообщений в обязательном порядке проводится внутренняя проверка.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства Российской Федерации

Ключевые компании Группы «Газпром нефть» являются одними из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, осуществляющими уплату федеральных, региональных и местных налогов, в частности НДПИ, НДС, налога на прибыль организаций, обязательных страховых взносов, налога на имущество организаций, земельного налога.

Налоговая система Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Возможный рост ставок налогов, выплачиваемых Компанией в ходе своей хозяйственной деятельности, может привести к увеличению расходов и снижению объема денежных средств, остающихся в распоряжении Компании для финансирования текущей деятельности, капитальных затрат и исполнения обязательств, в том числе по выпущенным облигациям. Практически любая компания в России потенциально может понести потери в результате претензий со стороны налоговых органов, которые могут возникнуть в отношении прошлых периодов и текущей деятельности. Однако данные риски Компания оценивает как средние.

«Газпром нефть» считает, что влияние обязательств, возникших в результате таких потенциальных событий, на ее деятельность не будет более существенным, чем влияние аналогичных обязательств на другие российские организации нефтяного сектора с государственным участием.

Меры по управлению рисками

В целях сокращения рисков, связанных с изменением налогового законодательства Российской Федерации, «Газпром нефть» проводит тщательную работу по анализу законопроектов и принятых законодательных актов в области налогообложения.

Наиболее существенными изменениями налогового законодательства Российской Федерации последнего времени, затрагивающими деятельность эмитента, являются:

  • введение новых правил контроля трансфертного ценообразования с 2012 г.;
  • введение института консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль с 2012 г.;
  • изменение ставок НДПИ, экспортных пошлин и акцизов в результате реализации так называемого налогового маневра;
  • введение формульного порядка определения НДПИ на газ и газовый конденсат с 1 июля 2014 г.

Компания оценивает и прогнозирует степень возможного негативного влияния изменений налогового законодательства Российской Федерации, направляя все возможные усилия на минимизацию рисков, связанных с подобными изменениями.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

ПАО «Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего подвержено рискам, связанным с изменением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

В качестве риска можно выделить возможность изменения Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на отдельные товары, в отношении которых Компания заключает внешнеторговые сделки. Основными негативными последствиями реализации данного риска являются увеличение расходов и снижение эффективности экспорта.

Меры по управлению рисками

Компания выполняет требования таможенного законодательства Российской Федерации, своевременно оформляет всю документацию, необходимую для осуществления как экспортных, так и импортных операций, и располагает достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования.